Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Вечный Город
Новости:
Страниц: 1 2 3 4 [Все]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Филипп и Александр Македонский.  (Прочитано 54384 раз)
0 Квиритов и 1 Гость смотрят эту тему.
Magnus
Гость
« : 24 Апреля 2007, 13:11:00 »

Взойдя на трон Македонии в двадцать лет, Александр завоевал Персидскую империю в двадцать пять, часть Индии – в тридцать и умер в Вавилоне три года спустя. Его жизнь оказалась очень короткой: её хватило на то, чтобы создать державу, величайшую из всех существовавших ранее.

Взращённый под Миезой.
Об Александре Македонском известно много и мало. Можно вполне определенно отследить главные эпизоды его царствования и завоевания Востока, начиная с первой победы на реке Граник и оканчивая его смертью в Вавилоне. Но причины, побудившие его броситься в столь неслыханную авантюру, мечты и цели, двигавшие им в продолжение этой военной, политической и религиозной эпопеи, остаются во многом предметом догадок.

К тому же информации из первых рук на этот счет не существует, и вся осведомлённость, как известно, опирается в основном на греческие и латинские сочинения, составленные много веков спустя. Прежде всего –  на исторические и географические труды Арриана, Плутарха, Курция Руфа, Диодора Сицилийского, Помпея Трога, Страбона и некоторых других авторов. Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путём исторической критики.

Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. В Древней Греции все знатные, в особенности царские, роды претендовали на происхождение от богов или героев. Македонские цари вели свою родословную от Геракла – сына греческого бога Зевса от смертной женщины Алкмены. По материнской линии Александр Македонский мог считаться прямым потомком Ахилла, героя легендарной Троянской войны, воспетого Гомером.

Про мать Александра прежде всего известно то, что она принимала активное участие в существовавших тогда религиозных ритуалах. Плутарх об этом сообщает следующим образом: «Издревле женщины той страны участвуют в орфических таинствах и оргиях в честь Диониса». В этой религиозной практике не было ничего необыкновенного. Однако Олимпиада, по его словам, ревностнее других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски; во время торжественных шествий она несла больших ручных змей, которые часто наводили страх на мужчин».

Плутарх и другие писатели древности называют это причиной размолвки между Филиппом и Олимпиадой, приведшей к тому, что царь оставил царицу: «Однажды видели змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады.

Говорят, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение  любовь Филиппа к жене, и он стал реже проводить с ней ночи, то ли потому, что боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что она связана с высшим существом, и потому избегал близости с ней». В более приземленной формулировке последняя мысль могла прозвучать в виде вопроса о том, кто же является «настоящим» отцом Александра: царь Филипп или же скрывающееся в обличии змеи божество? Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Якобы, провожая Александра в персидский поход, Олимпиада открыла сыну тайну его необычного рождения. Впрочем, есть и совсем другие свидетельства. Согласно им

Олимпиада протестовала против утверждения, что родила не от мужа. Как пишет всё тот же Плутарх, «Олимпиада опровергала эти толки и восклицала нередко: Когда же Александр перестанет оговаривать меня перед Герой?!» (Греческая богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей брака). Если же эта легенда и имеет какие-то основания, то, скорее всего, они относились к другому периоду жизни Олимпиады. Царь Филипп явно считал Александра своим сыном.

Самым необыкновенным фактом юности Александра был его учитель – величайший греческий философ Аристотель, приглашенный царем Филиппом. Как сообщает Плутарх, за обучение сына царь Филипп расплатился с Аристотелем прекрасным и достойным способом: «Филипп восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. Для занятий и бесед он отвёл Аристотелю и Александру рощу около Миезы, посвящённую нимфам». В этом замечательном факте угадывается не только столько связанность Македонии с греческой культурой, сколько… желание такой связи. Страна македонских царей была наполовину варварской окраиной греческого мира – диким местом, пояснял Демосфен, где нельзя купить даже порядочного раба.

Свобода по-эллински.
Наличие свободы – вот главное, что рознило греков и варваров. Аристотель и афинский оратор Исократ авторитетно утверждали. Что «раб и варвар по своей природе – понятия тождественные», что подданные Персидской империи в отличи от граждан греческих государств «в душе низки и полны раболепного страха».  «Стремясь унизить себя любым способом, они преклоняются перед  смертным человеком», своим царём, чего заслуживают только боги. Идеал свободы подразумевал желанный для греков тип общественного устройства – коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Греческий мир не был одной страной и не стремился ей быть.

Он складывался из множества вполне и относительно самостоятельных, небольших или совсем маленьких государств, которые могли соединиться перед лицом общего врага, например тех же персов. По факту такого объединения неизбежно ставился вопрос о том, кто же будет главным. Афины, Фивы или Спарта соглашались действовать во имя Греции, но не под чужим руководством.

Мотив обличения персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным. Свои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Эллады перед лицом персов, греки вынесли из греко-персидских войн первой половины V века до н. э. Разрозненные в политическом отношении, не похожие во многом на других, греческие племена связывала память об общем прошлом. Центральная фигура воспоминания – история коалиции, панэллинского сплочения против врага на Востоке.

Сама мысль о коалиции Европы против Азии навеяна, конечно же, «Илиадой». Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф или художественный вымысел. На основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себя как один народ, единое целое. 

Но в ещё большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашествия на греческий мир персидского царя Ксеркса в 480 году до н. э., почти за полтораста лет до Александра Македонского. Из патриотического убеждения в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали – едва ли справедливые – соображения о непрочности персидского государства и легкости завоевания Перси. С середины IV века до н. э. идею завоевательного похода на Восток развивали многие греческие писатели. Возможность прибрать к рукам чужое у них соединялась с долгом отмщения историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные святыни Эллады.

Война с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками. «Перенесём богатства Азии в Европу, а бедствия Эллады – в Азию», – обращался оратор Исократ к македонскому царю Филиппу, видя в нём потенциального лидера Греции, способного повести её на Восток. Зато немало других греков расценивали стремительный рост македонского влияния как угрозу свободе. Демосфен обрушивал на Филиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей. После победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с Афинами, одержанной в 338 году до н. э. при Херонее, собравшийся в Коринфе общегреческий конгресс фактически подтвердил политическое верховенство Македонии в Греции. Конгресс объявил войну персам, назвав царя Филиппа вождём военного похода в Азию.

Почти вся Эллада, за исключением Спарты, обещала пойти за ним. Возмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, её вполне официальной программой. Столь же прямо греки признавались  и в собственном экспансионизме. Помимо отмщения за оскверненные и преданные огню греческие святыни общегреческая война против Персидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Эгейского моря.

Не заслоняй мне солнце.
Летом 336 года до н. э. Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию, по сообщению греческого историка Арриана, Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария: «Отец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмах». Этот факт, скорее всего, правдоподобен. Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами. Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. Вся вольнолюбивая Греция, до героя своей «антимакедонской партии» Демосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром.

Историки древности и наших дней одинаково высоко ставят царя Филиппа. Сравнивая отца и сына, римский автор Помпей Торг находит такие слова: «Способы побеждать у того и другого были различны. Александр вёл войну открыто. Филипп пользовался военными хитростями. Он радовался, если ему удавалось обмануть врагов. Александр – если удавалось разбить их в открытом бою… Благодаря этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил дело».

Смерть Филиппа, казалось, обнаружила непрочность возведённой им политической конструкции. Но уже в первые месяцы царствования юный македонский царь Александр стремительно и жестоко подавил вспыхнувшее с новой силой сопротивление греков и подвластных Македонии фракийских и иллирийских племен. Потрясением для Греции стало известие о взятии и разрушении могущественных Фив в 335 году до н. э. Население города было продано в рабство. Примечательное исключение Александр сделал для потомков поэта Пиндара. Остальным – нетронутым – урока на время хватило: например, устрашенные судьбой Фив Афины вымолили себе прощенье. Такие военные акции Александра были только приготовлением к большому походу, который намечался протии Персидского Царства.

К этому времени принадлежит и знаменитая сцена с Диогеном, пересказанная бессчетное число раз множеством писателей. После энергичных военных мер македонского царя, вернувших ему влияние в Греции и ожививших планы войны в Азии, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему своё почтение. Будучи недалеко от Коринфа, Александр Македонский предполагал, что так же поступит и философ Диоген. Но, не дождавшись знаков внимания, царь сам отправился к философу. Диоген лежал и грелся на солнце. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Отступи чуть в сторону, – ответил то, – не заслоняй мне солнце».

Начало триумфального шествия.
Говоря о причинах похода Александра против персов, историк Арриан цитирует письмо Александра к персидскому царю Дарию: «Ваши предки вторглись в Македонию и остальную Элладу и наделали нам много зла, хотя и не видели от нас никакой обиды. Я, предводитель эллинов, вступил в Азию, желая наказать персов».Строго говоря большая часть Греции царя Македонии об этом не просила.

Весной 334 года до н. э. по мосту, наведенному из составленных  борт к борту кораблей и плотов, Александр во главе сорокатысячной армии перешел через Геллеспонт (теперь пролив Дарданеллы) в Азию. Первым делом оттуда он поспешил в Трою, с которой для греческого мира было связано так много. Здесь он принёс жертву Афине, а также почтил могилу Ахилла. Умастив тело, он состязался с друзьями в беге вокруг  памятника. Как пишут Арриан и Плутарх, возлагая венок на могилу Ахилла, Александр провозгласил его счастливым, потому что о его славе возвестил на будущие времена такой поэт, как Гомер. Символизм этого жеста вполне понятен.

Александр Македонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который явно был для него еще и образцом для подражания. Но это означало еще и другое. Македонский царь обращался к исторической памяти греков, используя гомеровский вопрос о Троянской войне в качестве примера единения сил греческого мира для войны в Азии. Военные силы греческих городов, кажется, не были Александру большим подспорьем. Он ждал от греков, чтобы они хотя бы не выступали на стороне персов.

В мае 334 года до н. э. на реке Граник Александр встретился с персидской армией, пришедшей его остановить. Победа македонцев была полной. После Граника Македонский  отправил в Афины 300 комплектов персидского военного снаряжения и посвятил их Афине Палладе. Надпись повелел он сделать такую: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме спартанцев, взяли от варваров, обитающих в Азии». В действительности при Гранике и в следующих сражениях греческие наёмники составляли наилучшую часть персидской пехоты. Афинское посольство напрасно просило царя Александра отпустить афинян, взятых в плен при Гранике. Наемников врага македонский царь предполагал сгноить в рудниках.
В продолжение следующего года военных действий македонская армия овладела западным и южным побережьями Малой Азии (современная территория Турции) и укрепилась в важных стратегических пунктах в глубине полуострова.

Следующее большое сражение, на этот раз с главными и наилучшими силами персов во главе с самим персидским царём Дарием, произошло на границе Киликии и Сирии у города Исса в ноябре 333 года до н. э.  Сгрудившаяся в тесной долине персидская армия е сумела воспользоваться своим численным превосходством. Вторая битва – вторая победа. Царь Дарий бежал в Месопотамию, бросив войско, сокровища, мать, жену и детей. Это поражение персов имело  огромный политический и моральный резонанс. Тем не менее военное положение македонцев не было блестящим ни в Греции, где персидский флот и персидские деньги отвоёвывали потерянное, ни в Малой Азии, куда отступила значительная часть персов после Иссы.

Не заботясь о персах, успешно действующих у себя в тылу, после битвы при Иссе  Александр предпочёл повернуть свою армию на юг, желая подчинить богатые торговые города Финикии. Это был ход конём. Финикийский флот являлся сильнейшим во всем Восточном Средиземноморье, и именно финикийские корабли составляли основу неодолимой силы персов на море. Военный успех в Финикии должен был лишить персов флота. Большинство её городов покорилось македонцам по первому их требованию.

Крупнейший и наилучшим образом укрепленный финикийский город Тир (ныне Сур) оказал царю Александру самое отчаянное и длительное сопротивление. Власти Тира поначалу также соглашались подчиниться. Но их условием было то, что Александр Македонский не войдёт в городские стены. На горе жителей города царь принимал за Геракла местное божество Мелькарта, святилище которого помещалось в городском центре.

Он не мог отступиться от того, кого считал своим предком, и не взять Тир силой. По словам Арриана и Плутарха, во время осады Александр увидел во сне, как Геракл протягивает ему со стен руку и зовет его к себе. Впрочем, в другой раз сон Александра был, скорее, эротического свойства. Ему приснился сатир, который издали заигрывал с ним, но увертывался и убегал, когда царь пытался его схватить, и дал себя поймать лишь после долгой погони и уговоров.

Жители же Тира подозревали в измене не своего Мелькарта-Геракла: «В тоже время многим жителям Тира приснилось, - пишет Плутарх дальше, будто Аполлон сказал, что он перейдет к Александру, так как ему не нравится то, что происходит в городе. Тогда, словно человека, пойманного с поличным при попытке перебежать к врагу, тирийцы опутали огромную статую бога веревками и пригвоздили ее к цоколю, обзывая Аполлона «александристом». Островное положение делало город неуязвимым. Македонскому царю пришлось засыпать море, соединив остров с материком. Жители взятого штурмом Тира, как до того Фив, были проданы в рабство.

Настоящий полубог.
Из покорившейся Финикии Александр устремился в Египет, где основал город Александрию. Другим особенным событием его египетского «тура» стало рискованное путешествие через пески ливийской пустыни в оазис Сива к жре цам египетского бога Амона-Ра, кото рого греки уподобляли своему Зевсу. Арриан представляет дело так: Александра охватило желание отправиться к Амону в Ливию, поскольку говорили, что предсказания Амона сбываются в точности и что именно он давал предсказания Персею и
Гераклу.

Поскольку Александр стремился подражать этим героям и вдобавок происходил из рода обоих, он возводил свое происхождение к Амону, как возводят мифы происхождения Геракла и Персея к Зевсу. Итак, царь «отправился К Амону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал». Что именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. Якобы оно подтвердило божественное происхождение

македонского царя. Плутарх в своем жизнеописании Александра дает курьезную интерпретацию этого эпизода. Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески «пайдион» («дитя»), но по причине дурного произношения вышло «пай Диос» («сын Зевса»). Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с

которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки. В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании. Не принимая мирных предложений, из Египта завоеватель наконец двинулся за Евфрат, желая встретиться со своим врагом в решающей схватке. Чтобы подготовиться к ней самым наилучшим образом, у персидского царя Дария, или, как более точно звучал его титул, «царя царей», было и время, и

возможности. Войска, стянутые со всех концов его необъятной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Но среди них были действительно отличные воинские части, в том числе тяжелая бактрийская конница, индийские слоны и... греческие наемники. Спустя несколько веков римский историк, автор «Истории Александра Великого» Курций Руф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: «Копья с железными наконечниками выступали впереди дышла. С обеих сторон

хомута было по три меча и еще множество копий. Кроме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречается на пути». Около деревни Гавгамелы, недалеко от города Арбелы в Месопотамии, персидские военачальники нашли поле для будущей битвы, не походившее на теснину Иссы, где персы так нелепо передавили сами себя. Для лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. В октябре 331 года до н. э. армия

Александра, безусловно, меньшая по численности, расположилась на позиции, приготовленной для нее персами. Все это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. Парменион, военачальник македонского царя, отчаянно советовал ему атаковать персов ночью. Александр Македонский, по преданию, ему ответил, что «не крадет побед». Накануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строиться. Ожидая ночной атаки

македонцев, персы простояли в боевом строю всю ночь. Затем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом. Дарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отряды.

Дарий вновь ускользнул. Но поверженная Персидская империя лежала у ног македонца. Он беспрепятственно вошел в пять ее столиц в Месопотамии, Персиде и Мидии - Вавилон, Сузы, Пасаргады, Персеполь и Экбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки. Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым.
В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн.

Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. «Какой великой радости, - по преданию, говорил он, заливаясь блаженными слезами, - лишились те из греков, кто умер, так и не узрев такого». Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса - скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего
классического искусства.

Пир в Персеполе окончился сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной Греции. Об этом пьяном поджоге древние авторы сообщают по-разному. Впрочем, рассказ Плутарха снова обстоятельнее и интереснее других. Якобы инициатива принадлежала особе вполне легкомысленного поведения, по-гречески - гетере. «В общем веселье, - рассказывает он, - вместе со своими возлюбленными принимали участие и

женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Алики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравами обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее

было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в
руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македонцы, узнавшие о происшедшем».

Впоследствии Александр высказывал сожаления по поводу случившегося. В самом деле, после Гавгамел он обнаруживал все большую склонность щадить завоеванные края, позволял сатрапам персидского царя оставаться на своих местах, демонстрировал уважение к местным богам и даже истории Персидского царства. В Экбатанах, последней из завоеванных персидских столиц, Александр отпустил домой греческих союзников и фессалийскую конницу. Это должно было означать, что общегреческий поход


против Персидского царства, провозглашенный в Коринфе, успешно окончен и все дальнейшее остается делом одной Македонии и ее царя. Желающие быть с ним греки теперь сделались его наемниками. Считая себя законным преемником персидских царей, Александр преследовал несчастного Дария. Но когда остававшиеся с Дарием сатрапы расправились с ним, македонский царь взял на себя труд отомстить за его смерть.


Новая и непонятная для многих роль, которую брал на себя завоеватель, требовала от него нахождения общего языка с персидской знатью, сохранения в некотором преображенном виде административного скелета своей новой и неведомой державы, определенного усвоения политической идеологии Персидского царства, находившей, в частности, выражение в дворцовом этикете. К нескрываемому ужасу и нарастающему возмущению греков и македонцев завоеватель попытался распространить на них


персидский порядок обращения к царю, который подразумевал буквальное поклонение ему, несовместимое с греческими понятиями о свободе и достоинстве. Больше, чем что бы то ни было, эта болезненная тема вела Александра к столкновению с ревнителями традиций царской власти в среде его непосредственного окружения, составленного из македонской аристократии.
Сцена убийства Клита стала эмоциональной кульминацией конфликта царя со своими ближайшими соратниками. Клит - друг


детства Александра, брат его кормилицы, командир царской илы - отборного отряда македонской конницы, приносящей царю его победы. Если следовать Арриану, Клит находит примечательную форму противодействия наступающей «тирании» Александра Македонского. На одном из пиров Клит вступается за древних героев, оспаривая единоличный характер подвигов Александра. Не в силах больше слушать, как придворные льстецы принижают Геракла и Диоскуров, превознося македонского царя как первого


среди полубогов, Клит смело и страстно заявляет, что подвиги Александра совершены всеми македонцами. Его пробовали утихомирить, но он не унимался и требовал, чтобы Александр при всех сказал то, что думает. Наконец, его вытолкали из пиршественной залы. Клит вернулся через другие двери. Протягивая руку, Клит кричал Александру: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь» (такое действительно было в сражении при Гранике). Выхватив копье у стражника, Александр Македонский убил его.


 Здесь остановился Александр.
Неожиданно тяжело давшееся завоевание Бактрии и Согдианы (приблизительно территории теперешнего Афганистана и Средней Азии) сначала было связано с тем, что бактрийский сатрап Бесс попытался провозгласить себя новым персидским «царем царей». Александр не считал это место вакантным. Но устранение Бесса не стало окончанием войны. Уцелевшие сатрапы и местная знать, пользуясь крахом державы персидских царей и рассчитывая на труднодоступность своих областей, думали сохранить


независимость. Такая война по мере упорства и взаимного ожесточения сторон уже не походила на прежнюю. Женитьба македонского царя на дочери одного из бактрийских князьков Роксане была способом привязать местную знать к своему царствованию.
Только по прошествии двух лет, добившись определенного успеха в умиротворении Согдианы, Александр смог приступить к


исполнению другого амбициозного замысла. Весной 327 года до н. э. армия Александра Македонского, в рядах которой греки и македонцы, впрочем, уже давно составляли лишь малую часть, двинулась в Индию. В этом походе самая значительная победа была одержана летом следующего года над индийским царем Пором, могущественное царство которого располагалось к востоку от среднего течения Инда. Военный успех, доставшийся большой кровью, открывал, казалось, дорогу в долину Ганга. Утомленное


битвами, измученное непривычным климатом, неизвестностью о противнике, войско отказалось продолжать поход. Нечто подобное уже случалось прежде, и Александр знал, как поступить. Однако на этот раз силы и терпение его солдат действительно иссякли. Сколько он гневно ни удалялся в свою палатку, никто не являлся его уговаривать. «Не было ни одного солдата, из которого ему бы удалось вытянуть слово». Армия решительно и определенно отказалась видеть смысл в дальнем предприятии,


и завоевателю пришлось уступить. Войско ликовало, «многие из воинов плакали, а другие подходили к царской палатке, призывая многочисленные благословения на Александра за то, что он согласился быть побежденным только ими». По преданию, двенадцать алтарей в честь богов Олимпа вокруг бронзовой колонны с надписью «Здесь остановился Александр» были воздвигнуты на месте окончания похода. Впрочем, отступление Александра вниз по течению реки Инд все еще было завоеванием.


На обратном пути он погубил половину своей армии в пустыне Гедросии. Александр двинулся этой дорогой только потому, что слышал, что там не смогли пройти с армиями Семирамида и Кир. Возвращение из индийского похода окончилось чем-то вроде карнавального парада в честь бога Диониса. Греческий миф называл бога Диониса первым завоевателем Индии. Плутарх о шествии Александра сообщает так: «Восстановив свои силы, македонцы семь дней веселой процессией шествовали через


Карманию. Восьмерка коней медленно везла властелина, который беспрерывно, днем и ночью, пировал с ближайшими друзьями, восседая на своего рода сцене, утвержденной на высоком, отовсюду видном помосте. Затем следовало множество колесниц, защищенных от солнечных лучей пурпурными и пестрыми коврами или же зелеными, постоянно свежими ветвями, на этих колесницах сидели остальные друзья и полководцы, украшенные венками и весело пирующие. Нигде не было видно ни щитов, ни


шлемов, ни копий, на всем пути воины чашами, кружками, кубками черпали вино из пифосов и кратеров и пили за здоровье друг друга, одни при  этом продолжали идти вперед. другие падали наземь. Повсюду раздавались звуки свирелей и флейт, звенели песни, слышались вакхические восклицания женщин. В течение всего этого беспорядочного перехода царило такое необузданное веселье, будто сам Дионис присутствовал тут же и участвовал в этом радостном шествии».


Александру Македонскому оставалось еще два года жизни. Он вернулся в Вавилон не затем, чтобы сидеть сложа руки. По прошествии нескольких лет, проведенных им в дальних краях, он нашел управление совершенно расстроенным. Фактически первой его задачей было взять под контроль области, попавшие в руки лиц, беспардонно злоупотреблявших властью, и навести там порядок.

Убежденный в своей божественной миссии, за. год до смерти Александр потребовал от городов Греции учреждения для себя божественных почестей. В письме царя, отправленном из Суз весной 324 года, содержалась ссылка на пример Геракла, его отдаленного предка и, как упоминалось выше, сводного брата. Как Геракл, Александр победил всех и дошел до края света. Потому царь Александр потребовал себе храмов, статуй и жертвенников, как сыну высшего божества. Публичное почитание


Александра города Эллады вводили у себя по принуждению. «Этот юнец жаждет алтарей. Так пусть ему их воздвигнут. Какие пустяки!» - язвил оратор Демосфен.
Александр упрекал греков за то, что они не дали ему завоевать Индию. Чувствуя себя призванным превзойти Геракла и Диониса, он не мог расстаться с мыслью дойти до края земли. Человек - герой - может уподобиться бессмертным богам, когда совершит нечто


выходящее за пределы человеческих возможностей. Александр планировал для себя новый подвиг. Его замыслом было покорить Аравию, Африку и, обогнув ее, вплыть в Средиземное море через Геркулесовы столбы. Неожиданная болезнь и смерть македонского царя 10 июня 323 года вызвали кривотолки, однако они, вероятнее всего, не были связаны с отравлением и имели естественные причины.


Посреди своего времени

До конца античности на Александра Македонского смотрели, скорее, недоброжелательно. К примеру в глазах римских стоиков македонский царь псих и кровопийца, карикатура на героя, больной и несчастный человек с болезненным воображением, измучивший себя и еще больше окружающих, не умеющий владеть собой и своими желаниями и умерший от невоздержанности, став жертвой собственных крайностей. Римский философ Сенека по этому поводу высказался так: «Несчастного Александра гнала


и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению. Или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? Кто отнял у каждого города то, что там было лучшего, заставив Спарту рабствовать, Афины - молчать? Кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружие по всему свету? Чья жестокость нигде не остановилась, уставши, - наподобие диких зверей,


загрызающих больше добычи, чем требует голод? Уже множество царств он слил в одно; уже греки и персы боятся одного и того же; уже носят ярмо племена, свободные даже от власти Дария, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельзя нести победу по следам Геракла и Диониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. Он не то что хочет идти, но не может стоять, как брошенные в пропасть тяжести, которые не могут остановиться в своем падении, пока не упадут на самое


дно».
В определенном смысле психологический портрет Александра Македонского не выглядит большой загадкой. Аристократическое самосознание, построенное на памяти о дальнем родстве с богами и героями, нацеливало личность на стяжение славы. Вдруг оказавшись на троне мировой державы, он так и не сумел расстаться с кругозором и замашками мелкого греческого царька, до


смерти измученного чувством собственной малости. Желание встать вровень с богами и героями - как нормальная этическая позиция знатного грека, не равняющего себя ни с кем еще, - было наследием греческой старины и знаком архаического вкуса. Посреди своего времени Александр, должно быть, действительно походил на пришельца из легендарных времен Троянской войны. Между тем греческий мир не мыслил себя в качестве подмостков для славы своих героев. Греки любили предания о


Персее и Геракле. Но совсем не желали того, что кто-то перенесет их в такую сказку. Политическая разрозненность понималась многими как нормальное, правильное основание общественной жизни, суть их свободы. Так что в глазах огромной части греков царь Александр оставался самовластным тираном. Его заслуги оспаривали. Его презирали, боялись и не любили.
« Последнее редактирование: 24 Апреля 2007, 14:21:39 от BorgeN » Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #1 : 24 Апреля 2007, 13:26:02 »

Цитата: Magnus
К тому же информации из первых рук на этот счет не существует
Вот те здрасьте-как это не существует? А как же знаменитый Каллисфен из Олинфа — летописец похода Александра, которого тот казнил по подозрению в заговоре.
И коллега, выложи нам ссыль на материалы, при помощи которых готовил статью.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #2 : 24 Апреля 2007, 13:30:46 »

Цитата: BorgeN
И коллега, выложи нам ссыль на материалы, при помощи которых готовил статью.
ой блин забыл совсем, тут во всех подобных темах указано...
Журнал Вокруг Света Апрель 2005, а ссылки нету, я все сам сканил...насчет Александра - стремление показать себя на портретах лучше чем на самом деле, показывает какието его внутренние комплексы...
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #3 : 24 Апреля 2007, 13:50:46 »

Хорошо, начнём разбираться.
Сразу отвечу на постоянно возникающий вопрос-кто круче-отец или сын, Филипп или Александр.
1."Круче" для меня Александр,потому что его достижения в "абсолютных величинах" будут позначительней,чем Филиппа.
2.Если бы Филипп не умер,я предролагаю два варианта развития,причем взаимосвязанных:а-Филипп,начиная Персидский поход,добивается стратегического успеха,вслед за Малоазийским побережьем освобождает Сирию,Палестину и приморскую часть Египта.Охватив своеобразным "кольцом" восточное Средиземноморье,возвращается в Пеллу,где правит до конца дней,являясь гегемоном нового Балкано-Средиземноморского государства(Союза).Вариант "б":-увязнув в длительной кампании на Малоазийском побережье,Филипп получает известия о восстании(наверняка хорошо профинансированном из Персии) некоторых городов,входящих в Коринфский союз.Боевые действия перемещаются на землю Греции.В серии нескольких сражений войскам македонян не удалось разбить обьединенные силы греческих городов и персов.Вынужденный отступить в Македонию,Филипп довольствовался господством в Македонии-Пеонии-части Фракии.Вынашивая планы новых походов и дипломатических маневров,был убит в результате дворцового заговора.
3.Если бы не умер(в том возрасте и месте  ) Александр:уроки Аристотеля не прошли даром.Именно тогда Александр сформировал свои концепсии(в том числе и мирового государства).Глядя на начертанные прутиком Аристотеля на песке очертания стран и материков,Александр впервые зримо уяснил,что мир-это нечто осязаемое,состоящее из земли и людей,которыми можно повелевать.Он наверняка осуществил бы Аравийский поход,причем(возможно),не возглавляя его лично.Сам же сконцентрировался на главной цели-западное Средиземноморье.Его добычей стали бы Карфаген,все ливийское побережье,дойдя до Гибралтара-он переправился бы в Испанию,завоевывая все прибрежные города.Война за Сицилию надолго остановила его продвижение на этом направлении.Вынужденный распределять силы между несколькими военначальниками,упустил момент очередного недовольства войск.Заговор возглавил один из приближенных к царю.Его убийство было обставлено,как происки конкурирующего претендента на трон.В завязавшейся междуусобице ни о каких завоеваниях никто не вспоминал-каждый старался отхватить и удержать кусок по-жирнее.Вообщем,"войны диадохов",только масштабней,кровопролитней продолжительней и с большим числом участников....
Это в отношении сравнивания отца и сына...
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #4 : 24 Апреля 2007, 13:59:17 »

Цитата: BorgeN
кто круче-отец или сын, Филипп или Александр.
ну и вопрос! КонеЧно Филипп, именно Филипп показал кто хозяин в Греции, Александр получил практически покрных греков, кто то скажет а как же восстания, но Филипп оставил Александру также и Великую Армию - Фалангу Филиппа Македонского, но не как не Александра....если Филипп с леггкостью подчинил греков, то персы не вызвали бы у него проблем, я даже склонен полагать, что поход Филиппа был бы более плодотворен, Филипп то не гнался за своими мечтами....
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #5 : 24 Апреля 2007, 14:19:02 »

Цитата: Magnus
КонеЧно Филипп, именно Филипп показал кто хозяин в Греции
Я уже высказал своё мнение-отдаю предпочтение Александру.Соглашусь с тобой, Магнус,что большая заслуга в его взлете принадлежит Филиппу.Все:от военных преобразований и советников-сицилийцев,появившихся при мощном финансировании после захвата фракийских золотых рудников и до мыслей о построении государства,не нуждающегося в экономической эксплуатации подопечных государств-все это он получил от Филиппа.Все это,помноженное на бесспорную гениальность АМ,дало ему такой блестящий старт.
По поводу несколько раз встретившегося в вышеприведенной статье  замечания о невозможности реально контролировать разросшуюся за счет Африки,Италии и Испании империю.Все это мы видели и до того.Огромные территории сравнительно легко(и часто без боя)завоевывались,во главе местных администраций ставились лояльные Александру правители(зачастую теже,что и были раньше).Времени на коренные преобразования не было-Александр не мог остановиться.Завоевать он мог,построить прочную государственную конструкцию-нет.Он был одновременно и мозгом и позвоночником строимой им Империи.И после его ухода вся эта непрочная конструкция развалилась.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #6 : 24 Апреля 2007, 19:06:32 »

BorgeN
Главное ясно четко: и Филипп и Александр были первоклассными полководцами, как бы ни были слабы персы,( хотя это миф конечно, мы же все знаем, что в персидской армии служили те же греки-наемники) только первоклассные полководцы способны достичь подобных результатов...
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #7 : 24 Апреля 2007, 19:40:25 »

Цитата: Magnus
первоклассные полководцы
Не только первоклассные-гениальные! Плюс, Филипп еще и военным реформатором был.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #8 : 25 Апреля 2007, 08:18:03 »

Цитата: BorgeN
кто круче-отец или сын, Филипп или Александр.
Я не понимаю смысла этого вопроса, в чем критерий "крутизны"?
Имеется в виду, полководческий талант? Масштаб завоеваний? Или что?
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
Хаттон

Поселенец
*

Репутация: 2
Offline Offline
Сообщений: 13

« Ответ #9 : 25 Апреля 2007, 08:22:41 »

BorgeN
Главное ясно четко: и Филипп и Александр были первоклассными полководцами, как бы ни были слабы персы,( хотя это миф конечно, мы же все знаем, что в персидской армии служили те же греки-наемники) только первоклассные полководцы способны достичь подобных результатов...
Служить то они служили, но их было не так уж и много, опять же наемник это наемник...
А тяжелая гоплитсках греческая пехота всегда и везде долбила персов, вспомните всю историю греко-персидских войн, рейды греческих пиратов на малоазиатское побережье. да тот же анабазис Ксенофонта вспомните!!! 10.000 греков с боями прошли ЧЕРЕЗ ВСЮ страну к побережью!!!! Так что удивительного то особо нет в крушении Персии, тем более сатрапии ее к метрополии практически белыми нитками шиты были.
Записан

Я чую много зла...
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #10 : 25 Апреля 2007, 08:28:46 »

Цитата: Хаттон
10.000 греков с боями прошли ЧЕРЕЗ ВСЮ страну к побережью!!!!
Если мне не изменяет память, из 10 тысяч дошли только 7, но все же, этот результат ничуть не менее поразителен.
Если уж говорить о взаимоотношениях персов и македонян, то ясное дело, в чем было преимущество последних - в фаланге и применении тактики. У персов никакой тактики не было в принципе (вывод можно сделать, опять же, на основе Анабисиса). К тому же, они использовали устаревшие методы боя, такие, как серпоносные колесницы. Ну и совершенно очевидно, что такой обоз, который за собой обыкновенно тянули персы, явно не давал преимуществ войску.
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
Профан
Поселенец
*

Репутация: 3
Offline Offline
Сообщений: 74

« Ответ #11 : 25 Апреля 2007, 22:15:44 »

Александру, ИМХО, повезло еще в том , что как сама фаланга, так и использование конницы на флангах войска, было тактической новинкой, против которой персы, не смогли найти  эффективного средства противодействия.
Записан

Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #12 : 25 Апреля 2007, 22:34:09 »

Цитата: Профан
Александру, ИМХО, повезло еще в том , что как сама фаланга, так и использование конницы на флангах войска, было тактической новинкой, против которой персы, не смогли найти  эффективного средства противодействия.
Повезло? :) так он же сам ввел такую тактику.
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
Профан
Поселенец
*

Репутация: 3
Offline Offline
Сообщений: 74

« Ответ #13 : 25 Апреля 2007, 22:43:32 »

Цитата: Scaevola
Повезло?  так он же сам ввел такую тактику.
Скорее все же не он, а его отец Филипп, хотя, кто точно может сказать,  идеи о изменении рутиной тактики боя  появлялись не только в Македонии.
Записан

Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #14 : 25 Апреля 2007, 22:58:56 »

Профан
Во всяком случае, точно можно сказать - что тактику быстрого налета и отхода конницы ввел Александр. Насчет построения, возможно, тут действительно сказать трудно. Сейчас вообще представляется поразительным - не правда ли? - что когда-то были времена, когда люди не догадывались ставить конницу на флангах!
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
Профан
Поселенец
*

Репутация: 3
Offline Offline
Сообщений: 74

« Ответ #15 : 25 Апреля 2007, 23:37:07 »

Но тут правда, был определенный риск,  в случае потери конницы, фаланга с флангов, ИМХО, была бы без защитной.
Записан

Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #16 : 25 Апреля 2007, 23:38:17 »

Цитата: Профан
в случае потери конницы, фаланга с флангов, ИМХО, была бы без защитной.
Ну так это же классический приемчик ;) - оголить фалангу сбоку и - все! Правда, в те времена он еще не был классическим. Но догадаться, наверное, было нетрудно.
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
Профан
Поселенец
*

Репутация: 3
Offline Offline
Сообщений: 74

« Ответ #17 : 25 Апреля 2007, 23:43:44 »

Цитата: Scaevola
Ну так это же классический приемчик  - оголить фалангу сбоку и - все! Правда, в те времена он еще не был классическим. Но догадаться, наверное, было нетрудно.
В том то все и дело, что не было у Персов, на счастье Александра, нестандартно мыслящего, неординарного  полководца.
P.S. Простите он был, но они его не ценили и по видимому не доверяли.
Записан

Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #18 : 25 Апреля 2007, 23:48:51 »

Цитата: Профан
Простите он был, но они его не ценили и по видимому не доверяли.
Вот вам еще один фактор - дисциплина!
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #19 : 26 Апреля 2007, 04:57:20 »

Цитата: Профан
В том то все и дело, что не было у Персов, на счастье Александра, нестандартно мыслящего, неординарного  полководца.
А у них мог быть самый замечательный полководец того времени!
Если бы Филипп "вовремя" не освободил трон для Александра,то можно предположить,что и не стал бы АМ царем Македонии.А запомнился бы нам он,как гениальный военачальник,во главе греческих наемников приумножавший славу Дария.
И Эпир и большая часть Фракии были под властью Филиппа.Для "побившего горшки" с отцом,едва ускользнувшего от его гнева,раздираемого жаждой мщения Александра оставался только один путь-к врагам Филиппа,причем не в какой-то полис Коринфского союза,где ищейки Филиппа его выследили,а именно в Малую Азию и оттуда к Дарию.
.Известен факт попытки сватовства Александра к дочери Пиксодора-правителя Карии.Это говорит о том,что Александр был готов удрать даже в Малую Азию,лишь улизнуть от опеки отца.А персы рядом.А как они умели уговаривать греков-мы знаем.А Александру всего девятнадцать лет... 
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Хаттон

Поселенец
*

Репутация: 2
Offline Offline
Сообщений: 13

« Ответ #20 : 26 Апреля 2007, 09:47:00 »

Вполне возможно, вполне...
Кстати историческая аналогия - помнится поручик Буонапарте который просился на русскую службу, но не взяли  :D.
Глядишь бы и Констатинополь взяли бы в итоге. Жаль.

Кстати по теме в первом посте картинка "Битва при Гранике"
Фигура воина на коне справа. Руки бы художнику оборвать.
Воин держит копис (махайру) перевернутым на 180 градусов.


Записан

Я чую много зла...
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #21 : 27 Апреля 2007, 11:44:58 »

Вот хочу отметить Александра как градостроителя.Не он первый и не он последний основывал на покоренных землях новые города (можно вспомнить Траяна,Помпея и др.).Но вот что интересно.Широко известен факт,как убивался Александр по поводу смерти Гефестиона-масштабы планов города в его честь поражают:и гору срыть,и статую огромную поставить,а на раскрытой ладони город построить.Но город так и не появился.А вот город в честь любимого коня Буцефала был заложен.А также(по слухам),был заложен город в честь любимой собаки.Вот и отношение к людям.   
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Anrielle

Поселенец
*

Репутация: 1
Offline Offline
Сообщений: 14

« Ответ #22 : 27 Апреля 2007, 15:11:48 »

Цитата: BorgeN
А у них мог быть самый замечательный полководец того времени!
Если бы Филипп "вовремя" не освободил трон для Александра,то можно предположить,что и не стал бы АМ царем Македонии.А запомнился бы нам он,как гениальный военачальник,во главе греческих наемников приумножавший славу Дария.
Едва ли. ИМХО, Александр ни за что не смирился бы с ролью второго лица. И рано или поздно всё равно убрал бы со своего пути обоих. И Филиппа, и Дария.

Цитата: BorgeN
Но город так и не появился.
Так не успел же. Чем грандиознее планы, тем больше нужно времени, а Александр и пережил Гефестиона менее, чем на год.
Записан

Suum cuique
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #23 : 27 Апреля 2007, 15:20:24 »

Цитата: Anrielle
убрал бы со своего пути обоих. И Филиппа, и Дария
Ну, в смерти Филиппа его и так некоторые историки обвинять. А вот Дарий-коварен был, возвеличивал, но не приближал, а возросшую угрозу своему авторитету и самому существованию подавил бы страшной казнью.
Кстати, у меня в архиве есть инфа и о казнях по приказу Александра, сейчас поищу.
Цитата: Anrielle
, а Александр и пережил Гефестиона менее, чем на год.
Что для нас, смертных, делается годами-"боги", типа Александра, делают за несколько месяцев. При его-то людских и материальных ресурсах...Так даже попытки не было. Правда, занят он был чрезвычайно.
Вот инфа о казнях по приказу Александра:
Захватив после долгой осады Газу, разьярённый Александр приказал просверлить ноги Батису, героическому коменданту города, и продеть в них медные кольца, затем, опьяняясь воспоминаниями об Ахилле, он веревками привязал мёртвого перса к царской колеснице и на полном скаку протащил его вокруг города. Вообще, вот это отождествление с Ахиллом у Александра от матери-неукротимой Олимпиады. Именно она вела своё происхождение от Ахилла. По-этому, "Илиада" была особенно любима и почитаема Александром, подарок Аристотеля с его личными пометками он всегда возил с собой. Вспоминается эпизод, как Александру принесли золотой ларец, принадлежавший Дарию, и царь распорядился хранить в нём список "Илиады". С Ахиллом связан ещё один эпизод, когда Александр высадился у мыса Сигея отдельно от армии, чтобы самостоятельно пройти путём Агамемнона к Трое. Он совершил возлияние на предполагаемой могиле Ахилла, украсил её венками и по древнему обычаю обежал вокруе неё нагишом...
Так вот, я немного отвлёкся. Хочу рассказать о ещё одной казни, санкционированной Александром: однажды его люди пленили Бесса, заколовшего Дария. Неожиданно став мстителем за Дария, Александр приказал бичевать Бесса до полусмерти, отрезать ему нос и уши, а затем отослать на казнь в Экбатаны. Руки и ноги Бесса были привязаны к верхушкам двух деревьев, которые палачи пригнули к земле с помощью канатов, затем канаты были перерублены и деревья разорвали Бесса на клочки.
Так что-разным мог быть этот великий человек.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Anrielle

Поселенец
*

Репутация: 1
Offline Offline
Сообщений: 14

« Ответ #24 : 27 Апреля 2007, 15:47:08 »

Жестокость Александра сомнений не вызывает. Те же Фивы, Тир, Газа и греческий город где-то в районе Бактрии... Но опять же, каковы времена, таковы и нравы. А вот по поводу города в честь Гефестиона, я сильно сомневаюсь, что Александр намеренно откладывал его строительство, тогда какготов был простить любой чиновничий беспредел лишь за исправное приношение жертв и строительство храма в честь Гефестиона (об этом у Арриана написано). Да и так ли уж быстро были построены те самые города в честь Буцефала и Перитаса?..

Виноват ли Александр в смерти Филиппа, выяснить, конечно, невозможно, но повод заподозрить действительно же есть. К тому же, думаю, если Александр и не принимал участие в этом убийстве, то, не будь этого убийства, он устроил бы его сам.
Да, личность он очень неоднозначная.
Записан

Suum cuique
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #25 : 27 Апреля 2007, 16:15:05 »

Моё мнение-если кого и обвинять в смерти Филиппа-то уж скорее Олимпиаду.
О "фиванском геноциде".Некоторые историки это именно так и называют.Это выглядит ужасно с современных правозащитных позиций.Но для античности-обычное событие.Применительно к раннему Александру-не более ужасное,чем его приказ уничтожить всех конкурентов на царский престол(включая малолетних детей) сразу после восшествия на престол.Касаемо непосредственно Фив-Александру нужно было покончить со смутой в Элладе и не оставлять очаги тлеющего конфликта у себя в тылу перед Персидским походом.Еще одна цель этого примерного наказания-наглядный урок непостоянным грекам.И даже при таком раскладе Александр предлагал фиванцам одуматься,непосредственно в день битвы всем перешедшим на его сторону он предлагал мир...То что произошло-осознанный выбор самих фиванцев.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #26 : 27 Апреля 2007, 17:26:02 »

Цитата: Профан
фаланга
фаланга ничто без "поля", на неровном месте ее просто уничтожат и все!
Цитата: BorgeN
приумножавший славу Дария.
вполне возможно, хотя...Дарий отрезал бы ему голову и отправил Филиппу.
Цитата: Anrielle
Едва ли. ИМХО, Александр ни за что не смирился бы с ролью второго лица. И рано или поздно всё равно убрал бы со своего пути обоих. И Филиппа, и Дария.
Вот  почему он бы и мог так сделать, желание власти заставляет человека идти наинеобдуманные поступки.
Цитата: Anrielle
Но опять же, каковы времена, таковы и нравы.
ага, еще скажи, что греки уважали ярость, недостойную мужчины....буть Александр просто суров не желал бы он "равенства" для своих подданых, но он непредсказуем и равенства он желает лишь для того чтобы все кланялись ему одинаково НИЗКО.
Цитата: Anrielle
Виноват ли Александр в смерти Филиппа, выяснить, конечно, невозможно,
а разве есть разница? за его поведение в старой доброй Республике его живо бы в рабство продали!
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #27 : 27 Апреля 2007, 19:25:05 »

По поводу Александра.Хочу отметить его как государственного строителя.Держава его,раскинувшаяся в трёх частях света,была настолько разнородной,насколько нильский крокодил отличается от индийского слона.Для обьединяющего принципа нужен был механизм,простой и понятный всем жителям империи.И Александр нашёл блестящий выход.Он начал чеканить один тип тетрадрахм на всех монетных дворах.Причем на аверсе мы видим изображение самого Александра в львиной шкуре(впервые на монетах появляется изображение реального правителя,а не бога).Гениальный шаг Александра,служивший приведению финансовой системы к единообразию. И намного переживший самого Александра.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #28 : 27 Апреля 2007, 19:29:56 »

Цитата: BorgeN
.Причем на аверсе мы видим изображение самого Александра в львиной шкуре
а может он просто хотел, чтоб на его физиономию любовались во всех частях света?, и нечаянно экономику поправил заодно...
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #29 : 28 Апреля 2007, 10:29:14 »

Хочу напомнить о человеке, вдохновившем Филиппа задумать персидский поход, с успехом осуществленный Александром. Это знаменитый автор "Анабасиса"-Ксенофонт, один из двенадцати тысяч спасшихся греков-наёмников,сражавшихся на стороне Кира в его разборках с его братом Артаксерксом II и разгромленных. Описывая свое героическое отступление, сопровождавшееся постоянными стычками с персами на протяжении пяти месяцев, Ксенофонт ясно изложил свою мысль-персов можно и нужно бить! :yes:
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Хаттон

Поселенец
*

Репутация: 2
Offline Offline
Сообщений: 13

« Ответ #30 : 28 Апреля 2007, 10:59:47 »

Ну почему же только Ксенофонт? Примеров масса была когда греки били персов при огромном преимуществе персов...
А те же рейды греков пиратов вглубь Персии? Так что сильно удивляться нечему- примеров масса, страна богатая, армия под рукой мощная почему бы и не попробовать. Хотя мне кажется почему то, что изначально он не думал громить Персию окончательно (а скорее всего присоеденить малоазиатские греческие города+ добычи поднаграбить, что было бы весьма логично), но раз сопротивление оказалось не сильным почему бы и не пойти до конца...
Записан

Я чую много зла...
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #31 : 28 Апреля 2007, 11:18:39 »

Я где-то уже говорил (может и здесь в какой-то теме-не помню), что Филипп (останься жив и начав персидский поход) не влазил бы так уж глубоко в пределы материковой Персии. Малоазийское побережье, острова, южнее (путь, пройденный затем Александром ) через Тир-Газу. Египет-наврядли, может, некоторая часть. И домой. Описав вот такую вот окружность, Филипп и ограничился бы такими границами своей державы.
Так, мои размышления.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Хаттон

Поселенец
*

Репутация: 2
Offline Offline
Сообщений: 13

« Ответ #32 : 28 Апреля 2007, 14:17:11 »

что кстати говоря было бы самым разумным.
Записан

Я чую много зла...
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #33 : 28 Апреля 2007, 22:52:48 »

Тут спорили по поводу шлема Александра Македонского и как его реконструировали современные исследователи. А внизу тетра Македонского, где все хорошо видно.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Дядюшка Оптат
Дадька в облаках

Декурион
****

Репутация: 19
Offline Offline
Сообщений: 638

« Ответ #34 : 29 Апреля 2007, 13:57:22 »

А как же знаменитое прозвище Александра на Востоке - Двурогий? Его ведь так прозвали как раз за шлем, изображавший уже не льва, а, кажется, слона. Такие шлемы носили потом многие эллинистические правители, в т. ч., кажется, Пирр.
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #35 : 29 Апреля 2007, 18:48:00 »

Цитата: Дядюшка Оптат
шлем, изображавший уже не льва, а, кажется, слона
Да может в его "гардеробе" были разные шлемы, но для единой денежной единицы своей империи он выбрал изображение в львиной шкуре.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Belfalas

Поселенец
*

Репутация: 0
Offline Offline
Сообщений: 4
Per aspera - ad astra.

« Ответ #36 : 29 Апреля 2007, 18:53:15 »

Про то, кто был "круче" - Филипп или Александр.
На мой взгляд - оба были достойны друг друга, и заслуги обоих равно велики. Филипп смог из нации пастухов создать государство, подчинившее себе Грецию и, позже, позволившее Александру совершить поход на Восток. Александр же велик самим фактом своих завоеваний, свидетельствующих о немалых его талантах. Почему же известен более сын, чем отец? Думается мне, что причина этого в том, что именно Александр осуществил давнюю мечту Греков - разгомил Персию. В своё время "Анабасис" стал популярен во многом благодаря тому, что показывал превосходство эллинов над персами, показывал, что Царя можно громить на его собственной территории. Естественно, в этом плане достижения Александра смотрелись куда более внушительными для греков, более достойными увековечивания - потому-то все до сих знают Александра Македонского, но не каждый знает его отца.
Записан

Жизнь - это то, что проходит мимо, пока мы строим планы на будущее (Джон Леннон)
Magnus
Гость
« Ответ #37 : 29 Апреля 2007, 19:03:02 »

Цитата: BorgeN
Тут спорили по поводу шлема Александра Македонского и как его реконструировали современные исследователи. А внизу тетра Македонского, где все хорошо видно.
Шлем конеЧно красиво сделали, но чето не правдоподобно.....ну хотя только для красоты если...
Цитата: Belfalas
На мой взгляд - оба были достойны друг друга, и заслуги обоих равно велики
во во :yes:
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #38 : 29 Апреля 2007, 19:06:05 »

Цитата: Belfalas
этом плане достижения Александра смотрелись куда более внушительными для греков, более достойными увековечивания
Это всё, конечно, правильно, но. К тому времени, Греция была уже "террариумом друзей" и не всех успехи Александра и возвеличивание Македонии особо уж радовали. Также немало критики ему досталось за отход от принципов эллинизма и "варваризацию".
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #39 : 01 Мая 2007, 14:01:38 »

Цитата: BorgeN
принципов эллинизма и "варваризацию".
а вот тут можно поспорить, может он наоборот эллинизировал варваров, ну при этом пришлось конечно отказаться от екоторых устаревших и мешающих его плану принципов....насчет браков к примеру.
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #40 : 01 Мая 2007, 20:35:15 »

Насчет приверженности идеалам эллинизма.Это заблуждение,никакого трепета к понятию эллинизм Александр не испытывал.Именно это стало причиной его разрыва со своим учителем Аристотелем.Впоследствии Александр отвергал различия между эллином и варваром,он хотел поднять людей своей империи на высшую ступень развития,не считаясь кто победитель,кто побежденный,и считал,что ни у какого народа не должно быть никаких интересов.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #41 : 02 Мая 2007, 01:58:28 »

Цитата: BorgeN
он хотел поднять людей своей империи на высшую ступень развития,не считаясь кто победитель,кто побежденный,и считал,что ни у какого народа не должно быть никаких интересов.
Космополит, однако  :yes: но немного поразмыслить надо было - некоторые культуры едва ли могли бы уживаться рядом даже в том регионе.
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #42 : 02 Мая 2007, 07:03:05 »

Цитата: Scaevola
Космополит, однако
Для выстраиваемой им супердержавы-ход оправданный и просчитанный. Даже Аристотель не смог приблизиться к осознанию верности этого решения Александра.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #43 : 02 Мая 2007, 07:29:07 »

Цитата: BorgeN
Для выстраиваемой им супердержавы-ход оправданный и просчитанный
А я бы сказала, прогрессивный, но не перспективный - нереально это было, согласись.
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #44 : 02 Мая 2007, 10:57:51 »

ну почему.Македонцы перенимали обычаи персов в одежде.быту.женились на варварках Персы же обучались греческому военноиу искуству воевать да и образу жизни.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #45 : 02 Мая 2007, 12:59:19 »

BorgeN Scaevola
Фильма "Александр" насматрелись?? ;) Почему всем так хочется идеализировать? Александр забыл заветы своих предков, комплекс неполноценности, полученный им скорее всего в детстве из-за "разборок" в семье,
Цитата: BorgeN
он хотел поднять людей своей империи на высшую ступень развития
вот так насмешил! если он не мог смириться даже с собственной внешностью, заказывая изображения... да он желал уровнять варваров, македонцев, греков....лишь с одной целью: все народы должны приклоняться перед тираном одинаково низко.. А насчет отхода от принципов эллинизма, так тут чувствуется подростковый нигилизм.
Записан
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #46 : 02 Мая 2007, 13:21:30 »

Цитата: BorgeN
ну почему.Македонцы перенимали обычаи персов в одежде.быту.женились на варварках Персы же обучались греческому военноиу искуству воевать да и образу жизни.
Да только ничего хорошего не выходило - эллины изнежились, а варвары так ничему и не научились!   :lol:
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #47 : 02 Мая 2007, 13:43:46 »

Цитата: Scaevola
а варвары так ничему и не научились! 
Ну почему. Эллинистические государства, образовавшиеся в результате войн диадохов, существовали довольно эффективно до самого поглощения Римом. И то-не все были Римом переварены.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #48 : 02 Мая 2007, 13:45:32 »

Цитата: BorgeN
Эллинистические государства, образовавшиеся в результате войн диадохов
Так, а причем тут персы-то?..
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #49 : 02 Мая 2007, 13:49:57 »

Так не одну же Персию АМ покорил. Малая Азия, Ближний Восток, Египет.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #50 : 02 Мая 2007, 13:51:59 »

Цитата: BorgeN
Так не одну же Персию
Так я же сказала - персы ничему не научились...
Остальные да, другое дело. Александр действительно оставил им наследие в виде военной науки. И им сумели неплохо воспользоваться!
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #51 : 02 Мая 2007, 13:57:11 »

Персы тоже многому научились. Напомню о 30 000 отобранных для обучения  молодых персах, которых учили по македонскому образцу.
« Последнее редактирование: 02 Мая 2007, 19:28:24 от BorgeN » Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Scaevola
Юрисконсульт

Ceнатор
*

Репутация: 38
Offline Offline
Сообщений: 2533

« Ответ #52 : 02 Мая 2007, 13:58:08 »

Цитата: BorgeN
Персы тоже многому научились.
Научились конкретные персы, а не персы в целом, согласись ;) но я не буду вести спор из-за упрямства - я уже выскзалась ;)
Записан

Idem velle, et idem nolle, ea demum firma amicitia est.
Magnus
Гость
« Ответ #53 : 02 Мая 2007, 14:02:51 »

Цитата: Scaevola
я уже выскзалась
ай-яй-яй отстаивать позицию тоже надо, я вообще не понимаю, что значит "научились"?? сплав культур, вот и все.
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #54 : 04 Мая 2007, 11:05:20 »

Продолжу о взаимном влиянии двух культур-эллинизма и варварской.
Влияние это могло быть более значимым, проживи Александр подольше. Но. Что произошло-то произошло. И, как большинство великих людей, Александр не оставил наследника. Хочу напомнить уважаемым квиритам о словах Александра, когда у него, умирающего и находящегося в гарячке, нетерпеливые наследники спрашивали о том. кому он завещает власть. Так вот, Александр ответил-Сильнейшему.
Но и того времени, отпущенного судьбой, Александру хватило, чтобы кардинально изменить окружающий его мир. Хочу отметить, что Александр практически покончил с эрой городов-полисов, выстраивая новую, стабильную систему. Сам он представлял власть-как некий симбиоз абсолютизма и религии, помогающие держать подвластные народы в поминовении. Наверное отсюда-и знаменитое превращение из Александра в бога еще при жизни. :rolleyes:
Стирание отличий между греками и варварами-этот новый космополитизм Александра-обдуманный шаг, обусловленный как задачами, которые Александр ставил перед собой, так и масштабами выстраиваемой им Империи. Александр открыл внутреннюю Азию для греческой колонизации, по всей Империии (вплоть до Бактрии) основывались греческие поселения, опутывая своими коммерческими, философскими и культурными сетями территорию огромной Империи.
К сожалению, войну Александр любил больше политики. Он приходил в ярость от каждодневных проблем, связанных с управлением таким огромным государством. Обладая некротимой энергией, толкавшей его в самые безрассудные походы-тем не менее Александр страдал от отсутствия некоего ограничителя собственных действий. Я считаю, отсутствие внутреннего самоконтроля, неких рамок, некой узды-это несчастье Александра. Ему так и не хватило зрелости и рассудительности для того, чтобы достойно воспользоваться плодами своих завоеваний. Он так и остался одиночкой, яркой необычной звездой-но всего лишь звездой. Быстро сгоревшей. Я восхищаюсь его мужеством, его великодушием, его талантами и даже недостатками. Он-яркий пример личности, способной прогнуть мир под себя!
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #55 : 04 Мая 2007, 12:20:10 »

Цитата: BorgeN
выстраивая новую, стабильную систему.
Незабывай все, что создал Александр обратилось в прах, Крах - вот чего смог добиться этот македонец...
Записан
BorgeN
Манипулятор со-знанием

Патриций
******

Репутация: 27
Offline Offline
Сообщений: 1711

WWW
« Ответ #56 : 04 Мая 2007, 12:54:14 »

Magnus
Жаль, что ты даже не пытаешься понять мой пост.
Записан

Мой новый адрес: http://borgen.mybb.ru/
Magnus
Гость
« Ответ #57 : 21 Декабря 2010, 21:02:40 »

BorgeN
Цитата: BorgeN
Жаль, что ты даже не пытаешься понять мой пост.
...вот, прошло столько времени, читаю, понимаю...

Цитата: BorgeN
Обладая некротимой энергией, толкавшей его в самые безрассудные походы-тем не менее Александр страдал от отсутствия некоего ограничителя собственных действий. Я считаю, отсутствие внутреннего самоконтроля, неких рамок, некой узды-это несчастье Александра. Ему так и не хватило зрелости и рассудительности для того, чтобы достойно воспользоваться плодами своих завоеваний. Он так и остался одиночкой, яркой необычной звездой-но всего лишь звездой. Быстро сгоревшей. Я восхищаюсь его мужеством, его великодушием, его талантами и даже недостатками. Он-яркий пример личности, способной прогнуть мир под себя!
...да он и впрямь только и рвался в бой, к новым победам!
Записан
Страниц: 1 2 3 4 [Все]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

+ Быстрый ответ
С быстрым ответом Вы также можете использовать BB код и смайлы.

Наши друзья: сайты Технология Альтруизма

Международный Центр Эвереттических Исследований

Хостинг: Константин Бояндин

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006, Simple Machines
XHTML | CSS | Aero79 design by Bloc